ПОСЕЩЕНИЕ МУЗЕЯ ЗЕМЛЕВЕДЕНИЯ ОГРАНИЧЕНО В СВЯЗИ С РЕМОНТОМ ГЛАВНОГО ЗДАНИЯ УНИВЕРСИТЕТА (Экспозицию музея землеведения с 28 по 24 этажи могут посещать студенты и сотрудники МГУ, индивидуально или группой до 5 человек)


19 декабря в Музее землеведения прошло очередное заседание научно-методологического семинара по музеологии в рамках секции МОИП. Тема заседания: Молодежный музей: основы создания, функционирования и развития научно-просветительского университетского молодежного музея на примере МГУ.

Заседание проходило в смешанном формате. В очном формате семинара приняли участие 17 человек из Музея землеведения МГУ, Государственного биологического музея имени К.А. Тимирязева, Государственного геологического музея имени В.И. Вернадского, музея «Ледниковый период», Московской государственной ветеринарной академии имени К.И. Скрябина, Музея торфа Томского государственного педагогического университета.

Открыл заседание семинара руководитель Секции музеологии, директор Музея землеведения, профессор А.В. Смуров. При подведении итогов работы Секции он остановился на важном событии, произошедшем в жизни музейного сообщества в уходящем году. Благодаря усилиям Межведомственной рабочей группы по сохранению культурного, научного и исторического наследия во главе с Константином Могилевским (Зам Минобрнауки РФ) был подготовлен и внесен на рассмотрение в Госдуму законопроект о придании официального статуса музеям при вузах и научных организациях. Андрей Валерьевич является участником этой рабочей группы.


А.В. Смуров открывает заседание научно-методологического семинара

Андрей Валерьевич, рассказал о проекте по созданию Молодежного музея в Гимназии МГУ, который реализуется в рамках научно-образовательной школы «Сохранение мирового культурно-исторического наследия». Он также подробно остановился на понятии Молодежный музей.

Было также заслушаны научные доклады:

  • «Молодежный музей» в университете: принципы функционирования и опыт создания регионального узла» (к. г.-м. н. А.В. Иванов)
  • «Подготовка временных выставок, посвященных выдающимся естествоиспытателям» (д.б.н. Н.Н. Колотилова)

В докладе А.В. Иванова были представлены основные направления деятельности и формы привлечения молодежи к музейной деятельности. Примером этому является участие студентов и школьников, победителей олимпиад, в работе плавучих университетов, являющейся многоотраслевой научной экспедицией, в ходе которой выполняются задачи естественноисторического и технического направления. Собранные материалы будут представлены в молодежных музеях университетов Тамбова, Саратова, в Музее при Гимназии МГУ и других. Алексей Викторович активно вовлечен в создание Молодежного музея Университетской гимназии МГУ и является разработчиком концепции этого музея.


А.В. Иванов делает доклад

Доклад вызвал многочисленные вопросы и оживленную дискуссию. В ней приняли участие И.М. Касаткин, ГБМ имени К.А. Тимирязева; А.И. Тарлецков, Музей «Ледниковый период»; З.А. Бессуднова, ГГМ имени В.И. Вернадского, Л.И. Инишева, Музей торфа ТГПУ; Я.Я. Тыньо, Московская ветеринарная академия имени К.И. Скрябина; Л.В. Попова, МЗ МГУ и др. В ходе дискуссии участники семинара поделились наработками по теме привлечения молодежи к науке и музейной деятельности. З.А. Бессуднова рассказала, что при ГГМ имени В.И. Вернадского РАН функционирует Межвузовский академический центр навигации по специальностям горно-геологического профиля, в котором занимаются школьники старших классов.

Во втором докладе было рассказано о направлениях деятельности в рамках проекта молодежного музея по организации временных выставок, посвященных выдающимся естествоиспытателям, связанным с Московским университетом. Опыт подготовки выставок и их возможности были проиллюстрированы на примере экспозиций, организованных в Музее землеведения и посвященных юбилеям выдающихся естествоиспытателей – Г.И. Фишера фон Вальдгейма, В.И. Вернадского, К.А. Тимирязева, Г.А. Заварзина.

Участники семинара пришли к мнению, о том, что молодежный музей – это форма привлечения молодежи к музейной деятельности с помощью современных методик и технологий. Базой для этого должен служить вузовский или академический музей. Примером такого взаимодействия и сотрудничества является создающийся при Гимназии МГУ Молодежный музей и Музей землеведения МГУ.

Ученый секретарь секции музеологии МОИП Н.И. Крупина